«I did it all just for her
And love wants us dead
Just me and my poison girl»
HIM

В рядах комедийных фансервисных японских игр пополнение. 16 апреля на PlayStation 4 и Nintendo Switch вышла Poison Control. Это шутер от третьего лица с симпатичными девушками, попавшими в загробный мир. Если вы знакомы с предыдущими играми данного разработчика (Penny-Punching Princess и The Princess Guide), то можете структурно представить себе их новую игру, ведь она многое взяла у своих предшественниц. Однако в этот раз ставки определённо возросли: более дорогая графика, акцент на креативный трёхмерный экшен, а вишенкой на торте является интересный сюжет. Вместе с тем ценовой сегмент, в который поместил игру издатель, не вполне соответствует предлагаемому контенту. Чем способна порадовать Poison Control и почему она заслуживает внимания в первую очередь по скидке, исследуем в нашем сегодняшнем обзоре.

Вы просыпаетесь в сюрреалистичном мире и испытываете на себе целую бурю чувств; как будто вас переехал каток, и в довершение большой толстый Принни сплясал на этих несчастных останках. Перед глазами лишь страшный монстр, который лёгким движением когтистой лапы избавляет вас от страданий. Но это только начало — впереди необычное путешествие вашего героя по затопленной ядом преисподней. А так как даже в аду любят чистоту, нас подряжают заниматься очищением дивного нового мира от скверны. И заниматься этим мы будем не сами и не за бесплатно.




Оказывается, что напавший ранее демон является Клешей («Klesha»), отбирающим тела у смертных. Только теперь он превратился в милую девушку, скованную с вами узами фамильяра и хозяина. Девица называет себя Поизонеттой («Poisonette») и говорит, что от героя ей нужно не только тело, но и помощь в побеге из Тартара. Дело в том, что за избавление подземного царства от скверны выдаются серебряные и золотые стикеры. Они служат билетом на небеса, а заодно позволят исполнить любое желание. Нужно лишь собрать достаточное их количество, чем наши подопечные и начинают заниматься.

Пол героя можно выбрать в начале игры, но стоит отметить, что все основные персонажи Poison Control — девушки. Например, в дальнейшем выясняется, что не мы одни спешим попасть на небеса. У героев есть соперницы, которые также обладают особыми силами. Суть этих навыков в том, что поизонетты нейтрализуют яд, заполнивший каждое отдельное царство теней падших душ. Герой же в свою очередь стреляет из наручной пушки различными снарядами, использующими ранее поглощённую скверну. А несчастными, которым они помогают обрести покой, всегда являются барышни. Каждый новый уровень — это персональный ад какой-нибудь «бель». Поэтому локации здесь называются «Belle’s Hell».





Создатели проекта также не забыли про русских девушек.

Задания нам выдают ведущие местной радиостанции. Это парочка весёлых девчонок (Мидори и Кикири), которые в прямом эфире читают «письма» пропащих душ. Благодаря данной информации мы узнаём, что нужно сделать, чтобы упокоить того или иного духа. На практике мы исследуем уровень на предмет ключевых вещей для каждой отельной «бель», а также уничтожаем полчища монстров. Иногда всё сводится к определённому проценту очищения текущей локации от скверны. По достижении этого значения, миссия будет выполнена, а заблудшая душа вернёт свои воспоминания и обретёт покой. Однако не каждая девушка, попавшая в пекло, обязательно умерла в реальном мире. Иногда герои помогают выбраться из тьмы ещё живым девушкам.


Интересно, как устроена механика самого очищения от токсинов (к слову, последние здесь считаются производными от заблуждений или наваждений людей). Поизонетта полностью забирает тело протагониста и движется наподобие Легиона из Astral Chain. Только она не сражается, как демоны из слэшера PlatinumGames, а уничтожает скверну вокруг. Наш фамильяр как будто закрашивает определённую территорию. Будучи зачищенной, последняя способна наносить урон оказавшимся в её пределах врагам. В процессе этого действа сам герой остаётся беспомощным скелетиком, дожидающимся возвращения Поизонетты. Важно, что урон по нему в это время не проходит. А вот наша напарница рискует не только поймать пролетающий мимо снаряд, но также ограничена по времени в использовании своей антитоксиновой формы. В обычном виде она уменьшается до маленькой феи, сидящей у нас на плече и оказывающей весомую поддержку в стрельбе.

«Purge the corruption» — так звучит основная задача при прохождении миссий. Это очень напоминает мотив ещё одной фансервисной игры — Mary Skelter 2. Напомню, что там мир захватили демоны, а люди оказались заперты в огромной живой тюрьме. И там тоже необходимо было избавлять локации от заражения и, что самое пикантное, очищать от скверны тела прелестниц, помогавших главному герою в бою. По факту игроку нужно было пальцем стирать одежду барышень, оставляя их почти в первозданном виде. Poison Control, конечно, не хвастает такими затейливыми сценами, но имеет в своём портфолио несколько миссий довольно забавного содержания. Например, к таким можно отнести историю о девочке, рисовавшей мангу, содержание которой очень «вдохновляло» всю школу. В другом эпизоде речь шла об особых леденцах, сводивших с ума многих девушек.


В Poison Control есть серьёзный и в меру душещипательный сюжет. При этом часть повествования отводится комедийным и интригующим историям отдельных девушек. В первом случае игра очень похожа на Crystar от студии Gemdrops: здесь тоже присутствуют печальные истории и фатальные повороты судьбы, пусть и не такие глубокие. Во втором случае, сравнивая юмористическую часть, вспоминается различная гаремная манга. Причём та, что с рейтингом повыше, авторы которой не стесняются ввернуть порцию чёрных шуток и словечек покрепче. В данном контексте отмечу великолепную работу сейю. Они проделали впечатляющую работу по приданию этой истории живости и веселья. Игра полностью озвучена.

Новый Владыка Преисподней

Это лёгкая платина. Необходимо лишь запастись временем и терпением. Прохождение основного сюжета с истинной концовкой заняло у меня около 25 часов. Большая часть условий для главного трофея была выполнена, однако оставалась прокачка всех характеристик героя (повышаются во время диалогов с Поизонеттой) и усиление 10 видов снарядов до максимума. Последнее требует особенно много денег, что влечёт за собой продолжительный гринд. В этом деле поможет душа девушки по имени Момо Ояги, входящая в категорию катализаторы. Она позволяет получать больше монет и находить повышенное количество предметов (это также чеки на 500 и 1000 единиц местной валюты).

Однако даже с учётом того, что я использовал указанную полностью прокачанную душу до конца игры с момента её появления, это не помогло скопить и половины нужной суммы. Большинство миссий даёт мало прибыли. Соответственно, для обогащения придётся перепроходить самые щедрые в этом плане истории — это последние несколько миссий.

Что касается разных концовок и выбора ответов в диалогах, влияющих на прокачку характеристик героя, то к ним игрок получает удобный доступ после прохождения основного сюжета. В итоге платина тянет на 3 из 10 по сложности ввиду пары не самых простых схваток с боссами. А время будет варьироваться от 25 часов.




Теперь давайте поговорим о недостатках Poison Control. Основная моя претензия к проекту заключается в том, что за этот контент цена высока. В российском PS Store игра стоит 2 849 руб., а в eShop того же региона — 2 999 руб. Графика тут хоть и лучше, чем в прошлых работах студии, но всё равно слабовата: окружение мало проработанное, спецэффекты не блещут качественными анимациями, светотень показывает себя минимально, а модельки героев хоть и симпатичные, но им далеко до лучших игр от конкурентов. Локации представляют из себя парящие в воздухе платформы, не заполненные почти ничем, кроме монстров и ядовитых луж. Интерактива, конечно, тоже немного: убирай лужи да разбивай кубики с лутом.


Отдельной строкой идут боссы. Их мало и с ними скучно сражаться. Здесь нет каких-то стадий с разными подходами к тактике сражения. Причём главари частенько повторяются. В одном моменте приняли вообще спорное решение: к одному из финальных боссов героя бросают без его честно заработанной за всю игру экипировки. Там приходится драться бестолковым оружием и ковырять противника, всё равно что ножом пилить дерево. Враги по отдельности довольно разнообразны: есть быстрые пантеры, летающие упыри, огромные рыцари со щитами и хищные акулы. Но по внешнему виду это всё почти один и тот же формат.

Проблема ещё и в том, что под конец игры геймплей выдыхается. У героя в распоряжении есть несколько десятков видов пуль. Все они имеют разные свойства, но только несколько являются эффективными, а точнее — конкурентными. После прохождения на истинную концовку открывается ещё несколько видов вооружения. Это классные пушки, и они мотивируют провести в игре ещё некоторое время. Но всё же их маловато, а их свойства не так разнообразны, как хотелось бы. В Astral Chain герой мог драться отдельно от призванного Легиона. А здесь же можно управлять только одним героем одновременно. Понятно, что весовые категории у проектов разные, но всё же какая-то вариативность бы не помешала. Всё сводится к стрельбе и зачистке луж яда. В той же Crystar можно было прыгать, делать рывки, проводить комбо, добивать зрелищными финишерами. Причём там ты мог менять героев, а здесь всю игру у нас один протагонист, который из манёвров умеет делать только перекат.





В Poison Control встречаются отсылки на Danganronpa и др. интересные игры.

Получается, что перед нами в значительной степени бюджетный проект. Экономия чувствуется по многим направлениям: от графики до сюжетных поворотов. Понятно, что проект метил в среднюю ценовую категорию, но проработка и разнообразие контента здесь требуют более лояльной к аудитории стоимости. Понятно, что это нишевый японский фансервисный продукт. Но всё же это инди-игра, сделанная не за большие деньги. Поэтому вместо того, чтобы делать свой маленький, но уютненький комедийный проект трудно досягаемым для большинства, может, стоит, наоборот, пустить его в массы за счёт доступности? Однако не стоит забывать, что, скорее всего, издателю выгоднее продать меньше копий по более высокой цене, чем наоборот.

Не хочется завершать на печальной ноте, ведь игра мне понравилась. В первую очередь, благодаря сюжету, демонстрирующему интересные повороты, и приятным персонажам. Они хорошо нарисованы и озвучены. Но, наверно, важная часть их образа — это любопытные ситуации и диалоги с ними. Именно поэтому из героев мне больше всего понравились ведущие радиостанции. Хотя им не прорисовали портреты, но эти девушки получились самыми привлекательными.


Ещё пара дополнительных плюсов: развитие героя и музыка. Система прокачки и снаряжения в Poison Control комплексная. В процессе общения протагонист улучшает: синергию, интуицию, эмпатию, доверие и токсичность (самая актуальная тема для данной игры — едкие диалоги прилагаются). Чтобы всё было ясно, система подсказывает, какой бонус вы получите за следующий уровень одного из указанных выше параметров. Они действительно качественно улучшают сражения: если вначале герой является слабым задохликом, то потом сражается, как полубог. Его убойность можно настроить с помощью четырёх категорий снаряжения: токсины, галлюциногены, антидоты и катализаторы.

Токсины — это ваши основные ядовитые пули, которые разъедают монстров. Они создаются благодаря новым спасённым душам девушек. Всего в этой категории можно экипировать до трёх видов патронов, каждый из которых или бьёт лазером, или бомбой, или сгустком энергии и т.д. Что касается галлюциногенов, то они идут как вспомогательное оружие, выкачиваемое из местной скверны. Эти снаряды нельзя улучшить, но их эффективность обозначается одним из пяти уровней. Далее идут пассивные элементы снаряжения. Это антидот, который обладает защитными или вспомогательными для изучения окружения свойствами. А также это катализатор, который усиливает огневую мощь или манёвренность. Соответственно, все эти элементы образуют интересный конструктор, с которым можно экспериментировать продолжительное время.




Что касается музыки, то она придётся по душе любителям альтернативного рока. Здесь почти нет проходных композиций и каждая вносит свой яркий эмоциональный окрас. Это как раз тот случай, когда музыка заметна и хорошо дополняет атмосферу.

В качестве небольшого добавления также упомяну самый главный приём в игре. Часть своего прохождения я бегал без его применения, и в итоге всё было сложнее, чем могло бы быть. Речь идёт об уничтожении луж яда по площади. Вам не надо «закрашивать» каждый сегмент с токсином отдельно: оббегайте по кругу территорию, которую хотите очистить, а затем, до истечения таймера, возвращайтесь к брошенному телу. Таким образом, всё, что было внутри круга, очиститься, а мобам будет нанесён повышенный урон.

65
В Poison Control нашлось место как минусам, так и плюсам. Выдыхающийся к финалу геймплей, слабая графика и малое разнообразие боссов не позволяют рекомендовать этот проект к знакомству за полную стоимость. Однако игра сделана с душой: в ней есть неплохой сюжет, милые герои, много юмора, в том числе и чёрного, а также нетривиальный взгляд на борьбу с демонами в подземном царстве.

Вместо того чтобы, как многие, городить очередную проходную JRPG с пошаговой боёвкой, авторы пошли дорогой посвежее, скрестив элементы из Astral Chain и Persona. Проект был разработан в сотрудничестве с Nintendo и Sega. Жаль, что участие этих компаний не вывело общее качество Poison Control на уровень с его идейными вдохновителями.

Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты сделаны автором статьи на Lite-модели консоли.