Прошло уже десять дней со дня релиза лучшей японской ролевой игры последних лет и потенциально лучшей представительницы жанра в этом году — посмотрим, что нам сумеют показать Ni no Kuni II и Tokyo Xanadu, а других конкурентов у Persona 5 однозначно не предвидится. Время покажет, но сегодня мы поговорим о том, что есть у нас здесь и сейчас — потрясающая история, поднимающая ряд важных социальных вопросов в лёгкой игровой манере, харизматичные и запоминающиеся персонажи, которым сопереживаешь на протяжении всего повествования с их участием, превосходный дизайн и неповторимый стиль, великолепное музыкальное сопровождение и огромное количество контента, способного удержать игрока у экрана полторы сотни часов.
Возможность снятия скриншотов в игре заблокирована, потому используются снимки экрана из пресс-китов Atlus.
В моём случае, прохождение Persona 5 заняло 143 часа на счётчике, однако пару десятков из них урвал чистый гринд денег и опыта. А впереди ещё «Новая игра+», начать которую мотивирует ряд решений, влияющих на развитие не ключевых, но любопытных игровых событий. Например, развитие более глубоких, чем просто дружеские, отношений между главным героем и девушками.
Сегодняшний обзор этой монументальной игры призван расставить точки над «ё» и наградить проект оценкой, которой не хватало в превью. Как и ранее, я не буду много говорить о сюжете, потому что такая отличная история заслуживает вашего личного погружения в её глубины. Однако, не могу не отметить, насколько хорошо команде Atlus удалось прописать сценарий проекта, сделав его одновременно интригующим, предсказуемым в деталях, но практически непредсказуемым в целом. Каждый персонаж, включая протагониста, его друзей и знакомых, а также всех злодеев, обладает уникальной личностью, характером и собственными причинами участия в развивающейся драме. На данный момент, это однозначно лучшая история в серии Persona.
В первых впечатлениях от Persona 5 я рассказал немало базовой и полезной информации, которая позволяла сложить общую картинку того, что вас ожидает на просторах виртуального Токио. Сегодня же рассмотрим упущенные в предыдущем материале подробности и соберём паззл полностью. Сразу хочется отметить небольшой нюанс, не имеющий значения для ветеранов серии, но определённо важный для новичков — в игре очень много текста, неспешного развития событий, диалогов и тайм-менеджмента, который играет здесь одну из ключевых ролей.
Иные сегменты игры, особенно в начале, середине и ближе к концу, просто на диалогах и действиях вроде «пойти поспать», будут длиться несколько часов реального времени. Зависит, конечно, от скорости чтения игрока. Это может раздражать и действительно раздражает — ты хочешь отправиться на свидание с одной из подруг, научиться готовить карри или порыбачить в тихой заводи, но игра в облике одного кота с женским именем будет говорить: «Э нет, братишка, иди-ка ты спать. А то устал, весь бледный какой-то, скоро очки спадать начнут». И так несколько внутриигровых дней, а то и неделю-полторы. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что такие сегменты оправданы происходящими событиями, а не сделаны просто для раздражения игрока.
Серия Persona выделилась из франшизы Shin Megami Tensei за счёт того, что больше внимания уделила внутренним мирам своих персонажей, не забыв при этом и о борьбе с демонами, и пятая часть использует эту концепцию на полную катушку. Персоны — это демоны, рождённые из отрицательных эмоций людей. Но что их отличает от тех демонов-теней, с которыми мы сражаемся? Власть. Персоны приручены своими хозяевами и подчиняются их воле, наделяя мастеров сверхчеловеческими способностями при погружении в альтернативную вселенную. Редко, сила воли отдельных персонажей настолько велика, что они способны контролировать более одной Персоны. Именно к таким относятся Протагонисты сериала, и герой пятой игры не исключение.
Оказавшись в сложной ситуации, вынужденный перебраться в иной город, пойти в незнакомую школу и жить на попечении совершенно чужого человека, он не растерял собранности и веры в себя. Сильная воля героя привлекла длинноносого обитателя снов и иной реальности, Игоря, в этой игре сопровождаемого не прелестной Маргарет, а двумя миленькими стражами-девчонками, Каролиной и Жюстиной. Вельветовая комната, где обитает эта троица, по своему обыкновению отражает душевное состояние её посетителя — в нашем случае это темница с камерами для заключённых. Одним из которых и представляется Протагонист.
Ветераны знают, а новичкам требуется пояснить этот момент — в играх серии Persona бархатная комната является своеобразным хабом, в котором герои проводят манипуляции, связанные с Персонами, и получают немало ценной информации. Впрочем, манипуляции эти проводит лишь Протагонист, как самый способный мастер Персон, стремящийся собрать их всех! Постепенно продвигаясь по сюжету и развивая отношения с Игорем, Каролиной и Жюстиной, мы будем открывать новые возможности бархатной комнаты, на глазах превращающейся из темницы в пыточную для Персон. Хотели когда-нибудь почувствовать себя Торквемадой? Милости просим.
Однако не стоит раньше времени жалеть наших духовных подопечных, ведь в мире франшизы они бесконечно живые. Даже после, казалось бы, смертоносных манипуляций. Применяя гильотины, электрический стул и прочие чудеса инквизиционной науки, мы будем испепелять и обезглавливать одних Персон, но взамен получать новых, либо улучшать характеристики избранных. Искусство требует жертв, как известно. В Persona 5 есть два способа завоёвывать новых подручных — при помощи переговоров во время сражений, но таким образом невозможно получить Персону более высокого уровня, чем Протагонист, как минимум до второй половины игры, либо проводя казни и создавая из нескольких имеющихся Персон новую. Тогда её базовый уровень должен быть ниже или равен уровню протагониста, но за счёт бонусного опыта можно получить подручного на несколько уровней выше. И сильнее, как следствие.
В процессе манипуляций с Персонами большую роль играют отношения Протагониста с другими персонажами игры, как напарниками по команде Фантомных воришек, так и просто полезными знакомыми. Классрук в школе, торговец страйкбольными приводами, баллотирующийся в парламент политик, малолетний, но талантливый геймер, симпатичная практикующая докторша и другие. Каждая связь ценна — с повышением уровня отношений мы не только получаем больше бонусного опыта для Персон определённой принадлежности, основанной на картах Таро, но и открываем новые потенциалы/навыки.
Так, например, развивая отношения с соратниками по команде, мы изучаем полезные боевые способности, такие как: прикрытие, последовательная атака, возможность передать ход другому члену команды в случае предварительного нанесения врагу критического урона, способность выстоять против смертоносного удара и остаться с одним очком здоровья… зато живым! С не боевыми знакомыми и друзьями, мы развиваем способности более широкого профиля.
Отношения с Мисимой позволят получать больше опыта членам боевой команды и галёрке, чем лучше к Протагонисту относится классрук Каваками, тем больше у нас шансов заняться полезными делами вместо уроков или получить освежающий массаж, который позволит снять усталость после посещения мира теней. Чем это ценно? Хотя бы тем, что становится доступно вечернее действие, обычно после боевых вылазок недоступное! Навыки, полученные при ковке отношений с политиком Тораноске, обеспечат герою больше уверенности в переговорах с демонами, позволяя требовать больше денег, более ценные предметы и безоговорочную преданность.
Словом, ни в коем случае не брезгуйте возможностью повысить отношения со второстепенными и ключевыми персонажами, ведь это пойдёт исключительно на пользу. Маленький хинт для начинающих — не тратьте время на развитие отношений с Содзиро этак до внутриигрового сентября. Всё равно далеко не продвинетесь, это связано с прогрессом в сюжете.
Чем дальше прогресс в игре, чем выше уровень героев и отношений, тем больше новых способностей и игровых механик открывается для игрока. Таково течение игрового процесса во всех играх серии Persona. Даже ближе к финалу, игра сумеет вас удивить парой-тройкой полезных плюшек. В отличие от большинства JRPG, которые выкладывают карты механик в первой половине, не оставляя геймплейных сюрпризов на потом. Что ещё в игре очень разнообразно и бесконечно радует — так это Замки. Так здесь называются внутренние миры в сердцах людей, куда мы проникаем, чтобы похитить сокровища. Каждый замок уникален по своему дизайну, архитектуре, обитателям и головоломкам, с которыми предстоит столкнуться команде героев.
Вот мы путешествуем по средневековому замку одного зажравшегося и потерявшего берега учителя, затем переносимся во внутренний мир-музей, после чего побываем в лабиринтах древней пирамиды и окажемся в космосе! В одном замке можно провести немало часов реального времени, исследуя каждый уголок, похищая ценные предметы, сражаясь с врагами и прокачивая героев. Однако, после того, как замок зачищен и главное сокровище похищено, он становится недоступен для посещения. Здесь на выручку приходит ещё один лабиринт, доступный в любое время — лабиринт «Воспоминаний», впитавший в себя мечты и желания городской массы. Здесь, на разных уровнях, водятся все те же враги, которых мы встречаем в замках, и их можно будет захватить для дальнейших экспериментов в бархатной комнате.
Ещё один игровой момент, о котором хотелось бы поговорить — это тайм-менеджмент. Практически неотъемлемая часть сериала Persona. К тому, как проводить свободное время, следует относиться с умом — не нужно постоянно рваться в бой и лишний раз прокачивать персонажей, когда у Протагониста неразвиты социальных характеристики: он сверкает очарованием крокодила, умом табуретки, смелостью зайца, добротой упомянутого уже Торквемады, и знаниями железнодорожной рельсы. Вкладывайте время в развитие героя и его отношений, данные аспекты в игре не менее значимы, чем боевые характеристики.
Каждую социальную характеристику Протагониста можно развивать несколькими путями, в том числе совмещая «приятное с полезным» — проводя время с друзьями. К примеру, общение с добряком Содзиро или мелким Сюньей, будет повышать уровень доброты самого героя, а умная Хифуми не прочь поделиться с персонажем толикой своего интеллекта. Хорошим источником некоторых характеристик и просто ценных знаний о мире (открываются новые локации для посещения!), являются книги, журналы и брошюры, а подработка в магазинах и баре станет источником дополнительных средств. Впрочем, гораздо проще их требовать в боях у противников.
Подходя к вердикту хочется отметить техническую сторону игры. Здесь потрясающий дизайн и стиль, качественная графика и удобное управление, однако, параллельный выход проекта на двух поколениях даёт о себе знать. В глаза не бросается, но текстуры эпохи PlayStation 3 имеют место быть, равно как и некоторая неуклюжесть камеры, что особенно ощутимо при попытках стелсить. Дав игрокам возможность проходить замки скрытно, разработчики не учли того, что камера будет биться о стены лабиринтов, время от времени вызывая скромный дискомфорт. В остальном же всё чудесно, проседаний кадровой частоты за все 140+ часов прохождения не случалось, зависаний и вылетов тоже, а к проделкам камеры и стелс-прилипанию героя к стенам я привык за первые пару часов. А ещё привык к потрясающему музыкальному сопровождению, которое можно случать бесконечно. Atlus Sound Team во главе с Сёдзи Мегуро — настоящие музыкальные кудесники.
Превосходная и стильная история с увлекательным игровым процессом, потрясающим визуальным и звуковым оформлением, харизматичными и запоминающимися персонажами, поднимающая острые социальные вопросы и дающая ответы на них в своеобразной манере. Всё это — Persona 5. Удивительное приключение, которое запомнится вам надолго, лучшая японская ролевая игра последней декады и самая сильная часть франшизы. Команде Atlus вновь удалось прыгнуть выше своей головы и успешно приземлиться.
Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции компанией «Бука»
В обзоре использовались следующие авторские работы:
Иллюстрация Футабы Сакуры от TiltedCube
Иллюстрация Протагониста от Ayatoki
Иллюстрация Каролины и Жюстины от Laio
Иллюстрация Энн Такамаки от Mikipuruun No Naegi
Иллюстрация Нуар от Ritsu Hayami (早見 律)
Официальные иллюстрации к игре от Atlus Artwork Team